Пришла зима - пора ломаться (техническая народная мудрость).
Прихромала тут на днях к нам наша красавица Мария (Чудовище) и с порога начала жаловаться на свою судьбу. Печка не греет, фары не светят, дворники шевелятся еле-еле. В общем стало ясно - система энергообеспечения по морозу решила покапризничать. Поскольку аккумулятор еще осенью поставлен новенький, грешить осталось только на генератор или его ремень.

- Необходимо вскрытие - с умным видом заявил Бакаяро - ремень-то натянут, как полагается да и той же осенью меняли его на новый.
Сказано мудро, но прежде всего решили померять наличие напряжения зарядки. Естесственно оказалось дядя вольтаж нагло саботировал свои обязанности и заряжал батарею еле-еле.
- Это точно генератор на последнем издыхании - со скорбным выражением лица, молвил пилот-механник Бака.
Решили снимать доходягу и протестировать. Судя по виду его никто не тревожил со дня выпуска. Посмотрели подшипники на наличие люфтов - оказалось всё в допуске. После вскрытия ,обнаружили изношенные до предела щётки генератора. Ну, а раз щетки изношены, значит поменяем, чего стесняться-то :)
Теперь Ферозка, отбегав уже неделю под пристальным надзором Марии, не жалуется на былые симптомы.
Всё, что должно давать искру светить обдувать обогревать и чистить работает исправно.
1. Вот он и генератор. Скидываем клемку с аккумулятора и начинаем шоу. Хочу предупредить, что фото генератора делались на снятом запасном движке, а на живой машинке пространство ограничено и для снятия генератора придется проявить чудеса гибкости и изящной словесности.
Снимаем фишку разъема с доходяги и отвинчиваем силовой провод.
2. Выкручиваем натяжной болт и снимаем ремень с генератора.
3. Откручиваем опорный болт и генератор у нас в руках. Говорят, что некоторые особо одаренные механики, умудрялись не снимать генератор и профессионально выполнить все необходимые работы на месте, но мы считаем эти рассказы обычной ангарной байкой. Поскольку мы народ не любящий подвигов в ремонте, то захворавший агрегат был снят и разбираться стали с ним в условиях стерильного верстака.
4. Откручиваем гайки пластикового кожуха плюсовой клемы и три болта заднего щитка генератора.
5. Снимаем кожух с силовой клемы и задний щиток генератора.
6. Откручиваем два болта (они же и клемы) крепления щеток. Откручиваем  еще два болта и болт-клемку реле-регулятора напряжения.
7. Откручиваем 4 болта крепления диодного моста.
8. Снимаем регулятор напряжения и снимаем щётки.
9. Отгибаем провода обмоток генератора на диодном мосте и снимаем сам мост. Для профилактики можно прозвонить обмотки тестером, что бы выяснить нет ли пробоя обмоток на корпус генератора.
10. Так же, при необходимости, можно и прозвонить диодный мост. Но, внашем случае неисправность генератора заключалась именно в щетках, поэтому прозванивать диоды не стали.
11. Изношенные щетки порядком искрили, поэтому кольца коллектора генератра встретили нас весьма чумазыми. Берем нулевку шкурку и аккуратно удаляем весь нагар с колец.
12. Смотрим на щетки и при износе их до 1-2 мм в остатке меняем. На фото правда уже перепаянные щетки - это мы увлеклись работой и дохлые щетки не засняли. Паяльником выпаиваем хвосты щеток и освобождаем их. Будте внимательны, не потеряйте пружинки щеток.
13. Новые щётки выточили из волговских щеток под сечение старых. Длинна новых щёток 10-11 мм. Потом одели пружинки и впаяли щетки в колодку вместо изношенных. Сборку и установку генератора произвели в обратной последовательности. Кстати, не забудте натянуть ремешок генератора.
И счастливого Вам пути!