Машина заточная ИЭ-9703Б общий вид, диагностика разборка сборка модернизация.

НАЗНАЧЕНИЕ: Раз она заточная, то тут и так ясно для чего предназначена, чтобы затачивать и точить.

Жуткая история о жизни, о смерти и о перерождении одной заточной машины. Но вы не волнуйтесь, хотя сама история жуткая, но с хорошим концом :)
1. Досталась нам как-то от одного хорошего приятеля вот такая заточная машина. По словам бывшего владельца, пролежала она в подвале гаража около трёх десятилетий без дела.
Владелец сказал, мол вы любите оживлять всякие аппараты, забирайте, вдруг и эта бедолага тоже обретёт вторую жизнь. Ну, а если и не оживет, то пойдет на запчасти или в утиль - это уже вам решать.
2. Для начала осмотрели её со всех сторон, вид у машинки был весьма печальный.
Конечно подвальная сырость и время не пощадили её, но все же мы решили попробовать вдохнуть жизнь в этот станочек.
Первым делом обратили внимание на шильдик. Уже радовало то, что он сохранился и на нём читались данные заточной машины, а ещё была эмблема завода производителя.

Раз у нас есть название станка и эмблема завода-изготовителя, значит лезем на просторы интернета и собираем информацию.
За это дело лично взялся наш технический консультант Кот Кэш. Уж что-что, а выслеживать и находить что-либо котий народ умеет очень хорошо...
3. После долгих поисков выяснилось, что такие модели заточных машин во времена СССР выпускали два завода - Даугавпилсский и Назрановский.

Сами модели были разной комплектации, начиная от простой (как наша) и заканчивая заточными машинами, оснащенными разнообразными механизмами для заточки ножей рубанков, заточки долбежных и пильных цепей, заточки и развода круглых пил.
Наша заточная машина была выпущена Назрановским заводом "Электроинструмент".
4. Теперь пришло время заняться разборкой и дефектовкой.
Перед началом разборки назовем основные узлы заточной машины ИЭ-9703Б.

1. Провод питания с вилкой.
2. Выключатель.
3. Основание (станина) электромотора.
4. Вал ротора.
5. Передний подшипниковый щит.
6. Корпус статора.
7. Задний подшипниковый щит.
8. Задняя крышка (кожух) электромотора.
5. Начинаем разборку.
По правилам хорошего тона техников, первым делом поставим риски на корпусе электромотра.
6. Откручиваем 4 гайки на задней крышке (кожухе) электромотора.
Гайки сидят глубоко в пазах Ø 11 мм., чтобы их открутить понадобится тонкостенный торцевой ключ или головка на 8 мм.

В нашем случае мы решили этот вопрос просто - обточили головку на 8 мм. до Ø 11 мм.
7. Гайки крепления задней крышки (кожуха) откручены. Переходим к следующей операции.
8. Теперь вынимаем из корпуса электромотора стяжные шпильки. Шпильки вынимаются достаточно свободно, поэтому обходимся без силового инструмента.
9. Снимаем поддон основания электромотора. Для этого кладем станок набок, берем шлицевую отвертку и откручиваем 4 винта на поддоне.
Стараемся работать аккуратно, ведь на поддоне закреплены конденсаторы электромотора.
10. Отсоединяем электромотор от основания.
Торцевым ключом на 10 мм. отворачиваем 3 болта крепления корпуса электромотора к основанию.
11. Придерживая одной рукой электромотор за корпус статора, другой рукой снимаем заднюю крышку (кожух) электромотора.
12. Снимаем крыльчатку с вала ротора.
Ключом на 10 мм. отворачиваем крепежный болт крыльчатки. Затем аккуратно снимаем пластиковую крыльчатку с вала ротора.
13. Выпрессовка вала ротора из переднего подшипникового щита.
Для этой операции понадобится резиновая киянка или молоток и небольшая дощечка, чтобы защитить резьбу на вале ротора.
Придерживая электромотор за корпус статора рукой, легкими ударами резиновой киянки, выпрессовываем вал ротора из переднего подшипникового щита.
14. Придерживая одной рукой электромотор за корпус статора, другой рукой снимаем передний подшипниковый щит.
15. Аккуратно, чтобы не повредить обмотки, вынимаем из корпуса статора вал ротора вместе с задним подшипниковым щитом.
16. Выпрессовываем вал ротора из заднего подшипникового щита.
Для этой операции опять понадобится резиновая киянка или молоток и дощечка.
17. В выпрессовке есть одна хитрость - сам подшипник остается в щите, а не выходит вместе с валом ротора так, как это было при снятии переднего подшипникового щита. Дело в том, что подшипник зафиксирован в щите стопорной шайбой.
Щит снят, снимаем стопорную шайбу и вынимаем подшипник.
18. С разборкой механической части мы закончили, теперь переходим к электрической части.
Берем мультиметр (тестер) и начинаем прозванивать электрику.
Проверяем провод питания и выключатель. Проверяем на пробой конденсаторы. Прозваниваем обмотки статора.
Несмотря на хранение заточной машины в сырости, вся электрика оказалась исправной.
Ура, значит машина живая!
19. Итак, что у нас имеется в результате.
Механическая часть - живая. Электрическая часть - живая. Значит можем произвести пробный запуск машины.
Собираем машину обратно.
Единственное, что не стали делать - это ставить стопорную шайбу в задний подшипниковый щит, а сам задний подшипник напрессовали на вал ротора.
20. Пробный пуск прошел успешно и без всяких приключений. После щелчка выключателя - заточная ожила и бодро заработала, словно и не было несколько десятилетий анабиоза в её жизни.

Скажем честно, мы настолько увлеклись запуском, что даже забыли включить камеру, поэтому фото с пробным запуском не будет. Придется почтенному зрителю поверить нам на слово.

Строгий технический консультант Кот Кэш компетентно заявив, что "умели однако делать технику в прежние времена", отправился с чистой душой заполнять дефектную ведомость.

В общем, машина получила право на восстановление и модернизацию, но об этом этапе работ мы расскажем уже в следующей части.
21. А это небольшие видеоролики сделанные по сюжетам наших репортажей.

Фотомодели: Технический Консультант Кот Кэш, заточная машина ИЭ-9703Б

Благодарим за внимание :)